МАТРИЦА РЕДУКТИВНОГО УРОКА
Вашему вниманию представлена матрица редуктивного урока. Такие матрицы выдаются каждому ученику и состоят из алгоритма учебных задач, направленных на самостоятельное творческое усвоение учебного материала, создание целого ряда продуктов ученической деятельности.В данном случае представлена самостоятельная работа учеников с новым учебным материалом. Но обратите внимание: ученики не просто “переписывают” параграф учебника или бездумно читают заданные учителем отрывки. Они выполняют ряд учебных действий по трансформации новых знаний. В течение всего урока многократно производится редукция знаний. Работа ученика на понимание учебного материала происходит посредством создания им собственных продуктов в виде учебных задач.В течение урока меняются формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, когда ученики могут ознакомиться с выполненными заданиями своих товарищей, попытаться ответить на них.Благодаря этому, происходит многократное оперативное повторение учебного материала, что сказывается на качестве его усвоения.
Итак, пример.
ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВЛАДИМИРА МОНОМАХА
(История России XVII-XIX вв. учебник для 10 кл. под ред. А.Н. Сахарова. М. 2004. §§ 12-13).
Дорогу осилит идущий… Тебе предстоит сегодня самостоятельно изучить и оценить деятельность одного из наиболее ярких представителей династии Рюриковичей. Собрав воедино учебный материал из §§ 12-13, проведи анализ происходивших событий, деятельности отдельных исторических персонажей и дай им оценку.
Цель поставлена. Вперед! В твоем распоряжении учебник, рабочая тетрадь. Ряд заданий направлен на работу в паре или группе. Если нетрудно, помоги товарищу или сам при необходимости обратись к нему за помощью.
Шаг первый. Сформулируй вопрос к разделу «Крестовый поход в степь» (§ 12), который начинался бы со слова «Кто…?».
Шаг второй. Взаимоконтроль. Работа в паре. Сравни сформулированный тобой вопрос с вопросом своего товарища. Запиши ответ на него в тетрадь.
Шаг третий. Впиши в схему недостающие слова.
Шаг четвертый. Сформулируй вопрос к разделу «Восстание 1113 г.», который бы начинался бы со слова «Почему…?»
Шаг пятый. Взаимоконтроль. Работа в паре. Сравни сформулированный тобой вопрос с вопросом своего товарища. Запиши ответ на него в тетрадь.
Шаг шестой. Впиши в схему недостающие слова.
Шаг седьмой. Используя материал раздела «Владимир Мономах – великий киевский князь», заполни следующую таблицу.
Шаг восьмой. Напиши стихотворение из пяти строчек (рифма необязательна).
Первая строка – Владимир Мономах
Вторая строка – два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки данного исторического персонажа
Третья строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия, свойственные ему.
Четвертая строка – ключевая фраза, раскрывающая сущность Владимира Мономаха
Пятая строка – существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее тему стихотворения
Шаг девятый. Работа в группах.
Задание 1.
Закончите предложения:
Мы считаем, что Владимир Мономах …
Потому, что он…
Мы можем это доказать на примере …
Исходя из этого, можно сделать вывод, что Владимир Мономах …
Задание 2.
Обсудите и выскажите свое коллективное мнение о том, какое из заданий на уроке вам больше всего понравилось и почему.
Какое не понравилось и почему?
Задание 3.
Подумайте, какие эпитеты можно было бы употребить в адрес следующих выдающихся личностей отечественной истории. Что их объединяет?
По данной теме был спаренный урок. Работа в группах проводилась на втором уроке. Было время обсудить, поспорить. Оживлённо ребята выполняли задание 3. Они быстро поняли, что все четыре исторических персонажа объединяет одно имя.
Причём дали прозвища и двум более современным нам Владимирам. Выявили и общие черты в деятельности всех четырех, и, прежде всего, подчеркнули их реформаторскую политику.
Как-то раздал ученикам анкету с просьбой оценить такую организацию работы на уроке. Запомнился отзыв одного из учеников:
“Наконец-то я научился самостоятельно думать!”
Добавить комментарий