ТЕХНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.
Статья поднимает очень важный вопрос
«Как познакомиться с классом?».
Рекомендуется классным руководителям, педагогам — предметникам.
ТЕХНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. ЗНАКОМСТВО С КЛАССОМ.
Как правило, проводимые тренинги и мастер-классы об искусстве первого впечатления касаются несколько иных сфер: прежде всего, делового общения. Однако, мы должны считаться с возрастными особенностями детей.
Учитель, не сумевший произвести правильное впечатление в первые минуты знакомства с классом, на подсознательном уровне вносится учениками в список скучных и малоинтересных для них взрослых людей. Изменить это, разумеется, можно. Но придётся приложить для этого массу усилий. А может быть и не удастся. У ребят уже выработается на вас стойкий стереотип, и даже обидная кличка, о которой можете и не знать. Первый урок во многом предопределяет дальнейшую вашу работу в этом классе.
Рассмотрим более детально различные варианты ЗНАКОМСТВА С КЛАССОМ.
Первый вариант. Пусть каждый ученик расскажет о своём соседе по парте. Чем он выделяется среди одноклассников, чем увлекается. Как успевает по вашему предмету. Уберите классный журнал в сторону. Все равно вы не запомните абсолютное большинство фамилий. Кроме того, вы потеряете зрительный контакт с классом. А он очень важен при первой встрече. Неправильными действиями вы заложите первые кирпичики в стену непонимания и недоверия. Второй вариант. Пусть каждый ученик проведёт свою мини-презентацию. Для того, чтобы облегчить им самопредставление, напишите на доске или высветите на экране начало нескольких предложений:
- Меня зовут …
- Мои любимые школьные предметы – …
- Ваш предмет мне нравится (или не нравится), потому что…
- Кроме учёбы я увлекаюсь…
Такой небольшой шаблон не только облегчит ребятам изложить суть, но и поможет сэкономить время, поставит всех в равные условия.
И, конечно, знакомство с классом необходимо начать с представления себя.
Четко произнесите, а лучше напишите на доске или воспроизведите на экране фамилию, имя и отчество.
Первый вариант.
Кратко расскажите о себе. Хорошо если по той же форме, какую вы предложили детям:
- Меня зовут…
- В моём школьном детстве мне нравились …
- Мой предмет мне нравится потому, что…
- Кроме моей работы я увлекаюсь…
Равные условия представления дадут первые ростки доверия к вам.
Не стесняйтесь сказать о своих заслугах, наградах, достижениях. Пусть даже не связанных с Вашим предметом.
Второй вариант.
Предложите ребятам составить краткий рассказ о вас. Для этого напишите на доске несколько ключевых слов, которые характеризуют вас. Вовсе не обязательно очень строго. Можно немного пошутить. Ведь волнуетесь не только вы при первой встрече, но и ребята:
- Я родом из…..
- Мой предмет_____
- Я сочиняю или пишу________
- У меня есть семья________
- Я люблю__________
- Моё любимое блюдо_____________
Если вы не совсем уверены в классе, то второй вариант можно провести после знакомства с классом, когда первые барьеры недоверия уйдут. Но даже в таком случае в начале урока необходимо сообщить имя и отчество.
В завершении ЗНАКОМСТВА С КЛАССОМ следует кратко сообщить о некоторых своих условиях.
К примеру, каждому завести рабочую тетрадь, брать на урок фломастеры (атлас, контурные карты и т.п.).
Чего НЕЛЬЗЯ делать при первой встрече с классом?
- Запугивать своими требованиями.
- Противопоставлять свой школьный предмет остальным.
- Знакомить учеников с излишними подробностями из личной жизни.
Даже доверительное педагогическое общение требует соблюдение дистанции. И, разумеется, если вы получили карт-бланш при первой встрече, то есть почувствовали, что вам удалось произвести более чем положительное ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ на учеников, то в дальнейшем постарайтесь закрепить успех.
Если у учеников наступит в дальнейшем разочарование в учителе, то последний надолго попадёт в их «чёрный список”.
Добавить комментарий